Управление образовательного процесса в образовательной организации осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и демократизации.
Общее управление школой осуществляет директор в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития в МБОУ г. Мурманска СОШ № 42 имени Е.В. Шовского построена линейно-функциональная структура управления, в которой выделяются 4 уровня управления.
Первый уровень структуры – уровень стратегического управления. Руководитель ОУ – главное управленческое лицо, несущее личную ответственность за порядок реализации всех видов деятельности в ОУ – от качества предоставления образовательных услуг до обеспечения условий по охране жизни и здоровья учеников и педагогов. Директор единолично отчитывается перед представителями вышестоящих организаций и находится в непосредственном подчинении учредителя. На этом уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Общее собрание трудового коллектива, Совет учреждения, Педагогический совет. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития школы, всех его подразделений.
Органы, определяющие стратегические пути развития образовательной организации:
– совет учреждения;
– педагогический совет;
– общее собрание трудового коллектива.
Эти объединения наравне с руководителем представляют интересы образовательной организации в государственных и общественных организациях. Стратегически значимую позицию занимает Общее собрание трудового коллектива образовательной организации, определяющее Программу развития.
Второй уровень структуры управления – уровень тактического управления. В непосредственной подчиненности у директора находятся заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе, представленные в табл. 10. Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства образовательной организацией. Его главная функция – согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень организационной структуры управления – это уровень оперативного управления. Оперативное управление представляют руководители методических объединений, социально-психологическая служба школы, учителя, педагоги дополнительного образования. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции.
Четвертый уровень организационной структуры – это уровень оперативного соуправления. Ученический коллектив – соуправленческий уровень, нуждающийся в кураторстве, педагогическом и административном руководстве. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.